ещё
свернуть
Все статьи номера
45-46 1-7 декабря 2020
Конференция УНП

Чем обернется для бизнеса новая инструкция по 54.1 НК

Михаил Успенский,
партнер Taxology, заместитель председателя правления Палаты налоговых консультантов России.

ФНС разработала для налоговиков инструкцию, как оценивать выбор контрагента и кого наказывать за противоправные схемы. Пока документ в виде проекта. Его обещают скоро принять и направить инспекциям. УНП выяснила у юриста, как это отразится на компаниях и какие возникнут риски.

Инструкция станет настольной книгой налоговиков

ФНС давно планировала сформировать прозрачные правила игры по статье 54.1 НК, которые были бы понятны всем: инспекторам, бизнесу, судьям. Как считаете, станет ли новая инструкция настольной книгой налоговиков? Почему документ так важен?

ФНС выпускает не просто инструкцию, а документ, где будут сформулированы алгоритмы самых часто используемых схем. По значимости инструкция обойдет постановление Пленума ВАС от 12.10.2006 № 53, поэтому станет настольной книгой не только для инспекций, но и для любого, кто интересуется налогами.

Большая часть инструкции посвящена сделкам с «техническими» компаниями, с теми, кто не ведет реальную деятельность и не исполняет налоговые обязательства. Но главное — появится процедура оценки новой должной осмотрительности, по которой инспекторы будут не только доказывать причастность к схеме, но и принимать решение о налоговой реконструкции. Это поистине станет сюрпризом для рядовых налоговиков, поскольку на досудебной стадии они отказывают бизнесу в реконструкции.

Означает ли это то, что судьи станут чаще принимать решения в пользу налогоплательщиков?

Вероятно, пока сложно спрогнозировать исход судебной практики. Все зависит от глубины проверки и оснований, по которым инспекторы доначислили недоимку. Так, по данным на 6 ноября, инспекции провели 862 ревизии по правилам статьи 54.1 НК, из которых 683 раза бизнес оспорил доначисления. Выиграть налогоплательщикам удалось 44 дела, а частично судьи удовлетворили требования в 24 спорах.

Проверять исполнение сделки будут по алгоритму

ФНС заявляет, что если сделка нереальная, снимут и расходы, и вычеты НДС. А как же будут действовать инспекторы, если операция реальная?

По алгоритму, который как раз описан в инструкции. Из нее следует, что налоговикам потребуется не просто установить, что контрагент не мог выполнить договорные обязательства из-за отсутствия активов, имущества, персонала и пр. Им надо доказать, что такой контрагент не пользовался услугами аутсорсинга [подп. 2 п. 2 ст. 54.1 НК].

Помимо этого инспекторы будут доказывать, что при подписании договора директор «должен был знать» о том, что перед ним «техническая» компания. В таком «знании» его будут обвинять, даже если выявят недочеты или отсутствие реквизитов в документах. ФНС в связи с этим рекомендует запрашивать у налогоплательщика пояснения. А если они будут расходиться с показаниями свидетелей или с иной информацией, пояснения запросят повторно. Безусловно, это прибавит работы проверяющим и вряд ли будет с энтузиазмом воспринято инспекторами на местах.

Какие обстоятельства приведут к проигрышу налогоплательщика?

Обналичивание денег и их возврат плательщику, найденные в офисе печати «технических» компаний, показания реальных поставщиков о том, что на переговорах был директор налогоплательщика, а на подписание получили договор с однодневкой, и пр.

Когда инспекторы заявят, что директор знал о сделке с «технической» компанией?

Как только инспекторы проведут оценку обстоятельств, при которых выбрали контрагента, заключили и исполнили сделку. Причем такие «обстоятельства и подтверждающие их доказательства должны вне всяких сомнений свидетельствовать об осведомленности налогоплательщика», отмечает в инструкции ФНС. И внедрение такого высокого стандарта звучит многообещающе.

Сейчас на практике инспекторы порой не утруждают себя сбором доказательств, а претензии основываются лишь на «анализе вероятностей». И этот подход не раз критиковала в письмах ФНС, но он встречается на местах сплошь и рядом, и очень бы хотелось, чтобы стандарт «вне всяких сомнений» не повторил его судьбу. А еще лучше — использовать стандарт «вне разумных сомнений», получивший большее распространение в судебной практике.

Проверять новую должную осмотрительность будут по стандарту

ФНС вводит процедуру оценки выбора контрагента, но исключает из оборота понятие «должная осмотрительность». В чем их различия или это одно и то же, но в разных формулировках? С чем связан такой подход?

Из контекста статьи 54.1 НК не следует, что налогоплательщик обязан проявлять должную осмотрительность при выборе контрагента. ФНС осознает это и в то же время понимает, что без такого инструмента невозможно грамотно вести налоговые споры. Поэтому служба нашла поистине элегантное решение, взяв за основу разъяснения суда по делу «Звездочка» [определение Верховного суда от 14.05.2020 № 307-ЭС19-27597].

Понятие «должная осмотрительность» возвращается в облике «коммерческой осмотрительности». Но только уже как новый вид осмотрительности, включающий примеры поведения из самой инструкции ФНС, а также из постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 62. Подозрительными считаются безденежные расчеты, операции вопреки логике бизнес-процессов и хорошо знакомые многим главбухам критерии из дела Коксохиммонтаж-Тагила: оценка деловой репутации, платежеспособности, наличия ресурсов [постановление Президиума ВАС от 25.05.2010 № 15658/09].

К несчастью, одним из таких критериев осмотрительности предлагают считать установление цены сделки в размере, который «существенно» ниже/выше рыночного уровня, либо имеется «значимое отклонение» цены от рыночного уровня. В этом есть противоречие позиции Верховного суда, который постановил учитывать только «многократное» отклонение как признак необоснованной выгоды [Обзор практики, утв. Президиумом Верховного суда 16.02.2017].

ФНС поставила барьеры на пути к реконструкции

Можно ли надеяться, что разрешат налоговую реконструкцию?

ФНС допускает возможность реконструкции. Но чтобы ее получить, бизнесу придется постараться. Если инспекция установит формальный документооборот и обналичку и при этом налогоплательщик не представит данные о том, кто исполнил обязательство по сделке, то в полном объеме снимут и расходы, и вычеты НДС.

Вместе с тем, если инспекторы докажут, что директор «должен был знать», что заключает сделку с «технической» компанией, возможно два варианта.

Первый — если инспекторы установят реального поставщика, реконструкцию проведут в части наценки. Разрешат учесть расходы и НДС по документам реального поставщика/импортера.

Второй вариант — если не удастся выявить реального поставщика, снимут вычеты НДС. Но расходы по налогу на прибыль можно будет учесть. Бремя доказывания при этом возлагается на налогоплательщика, он вправе воспользоваться услугами эксперта‑оценщика; доказать рыночность закупки по операциям, где у инспекции не возникли претензии.

Выездные проверки: кто в плане и что будут искать инспекторы
№ 45-46, 1-7 декабря
Работа с электронными документами в 2021 году